Познавая Тоскану. Caparsa.


Вот знаете, Кьянти Классико всегда были для меня особенными винами. Напитки с простой философией, судьба которых быть идеальным сопровождением к еде, но в то же время вина, которые просто гениально развиваются с возрастом. Да, винный ренессанс надругался над этим регионом, позволив ягодности каберне и мерло поработить разум многих виноделов. Но радует то, что остались еще в этом крае мейнстрима настоящие классики, для которых традиции и история региона превыше всего. Сегодня о Паоло Чианферрони, который у себя на винодельне делает Кьянти именно таким, каким оно должно быть. Во всяком случае, мне так кажется. 

"Мы находимся в Радда-ин-Кьянти, а местные вина - это всегда кислотность, минеральность и хорошая танинная структура. Остальное от лукавого. К сожалению, в послевоенные период многие здешние жители отправились в города в поисках лучшей жизни, а их поместья затем приобрели иностранцы. Видите, вон та вилла принадлежит американцам, соседняя англичанам, еще одна неподалеку кажется владельцам из Гонконга. Не поверите, я единственный итальянец в округе, кто делает вино. Неудивительно, что традиций почти не осталось, все сильно изменилось с 70-х годов, когда начался ренессанс виноделия в Тоскане.
Мой отец купил эту поместье в 1965 году и с тех пор это сугубо семейный бизнес. Моя подруга занимается хозяйством, я занят вином, а Федерико помогает решать коммерческие вопросы. Так что вы видите, это традиционная винодельня с традиционными винами. Традиции это главное".

"На сегодняшний день у меня около 12 га виноградников, из них 9,5 классифицированы под Chianti Classico, которые в основном заняты санджовезе. Кроме этого сорта у меня есть лозы канайоло, колорино, мальвазии нера и анчелотты. Был также участкок с белыми треббьяно и мальвазией, но я решил выкорчевать этот виноградник и пересадить его в 2017. Все виноградники достаточно высотные, отсюда и характерная кислотность, верхний участок - это почти 480 метров над уровнем моря и это как раз мое крю Doccio a Matteo. Часть лоз я постепенно пересадил в конце 90-х годов и теперь это guyot и cordone speronato, а часть еще осталась по старинке на archetto toscano с широким междурядьем. Раньше это была классика, ведь между рядов лоз каждый крестьянин мог посадить еще и овощи или еще чего съестного. Времена были тяжелые, да и история этого региона наложила свой отпечаток. К сожалению, от той психологии многие не избавились даже сейчас".

"Когда говорят, что регион Кьянти - это всегда почвы galestro, я всегда приглашаю их на свой виноградник. Видите, вот Doccio a Matteo – это alberese. А вот видите, в двух метрах от него, это участок, с которого я обычно делаю Caparsino – это galestro. Причем чем ниже вы идете к дороге, тем большее содержание сланца в почве и меньший процент глины и песка. Внизу сланца настолько много, что даже трава не прорастает. Соответственно, вина также получаются очень разные. Doccio всегда мощнее и плотнее, но этот виноградник немного страдает во влажные годы. Caparsino всегда более минеральное и кислотное, а во влажные годы хороший дренаж спасает лозы от ненастья. В частности, в прошлом, очень влажном 2014-м году, на galestro виноград созрел очень неплохо, а вот Doccio показал неидеальные кондиции".


"Местная напасть это не только кабаны, поедающие ягоды, но и оленята, которые любят полакомиться молодыми листьями винограда. И если от кабанов спасают электрические заграждения, то оленята прыткие и перепрыгивают забор, а некоторые так вообще умудряются пролазить под ним".


"Я не люблю чаны из нержавейки, в них вино не живет, поэтому все красные я ферментирую в цементе. Единственно исключение это мое Bianco, но с этим вином я вообще любил экспериментировать, поэтому оно стояло особняком. Я не использую культурных дрожжей, не контролирую температуру - все идет своим природным путем. Дальнейший путь каждого из вин разнится. Caparsino это более традиционная стилистика, это вино я обычно выдерживаю 30 месяцев в больших ботти из славонского дуба. Но были и исключения, как например в 2006-м, когда я решил выдерживать это вино 24 месяца в разных 500 литровых бочках (французских, американской и венгерской). Год был особенно сильным, потребовалось немного обуздать структуру. Но как бы то ни было, Caparsino это всегда селекция винограда с разных участков, и оно может быть как 100% санджовезе, так и предстать в форме бленда с местными автохтонными сортами. Вообще это та стилистика вин, которую так любил мой отец. Он каждый день выпивал почти полтора литра вина, поэтому на этикетке Caparsino именно он".


"Doccio a Matteo - это мое второе Кьянти Классико, которое я делаю с отдельного виноградника, названного в честь природного источника на холме. Оно всегда получается более мощным и пышным, поэтому я выдерживаю эти вина в 500-т литровых тонно из разного дуба. Возможно в будущем я остановлюсь на каком-то одном типе бочек, но пока это ассорти. Все бочки старые, т.к. чувствовать вкус дуба в вине – это последнее, чего мне хочется. Это как с женщинами – мне нравится их естественная красота, а не красивые одеяния.
В прошлом году погода не пощадила, поэтому я почувствовал, что часть урожая нужно пустить на розе, а часть на будущее игристое. Со структурой не вышло, зато с кислотностью все в порядке" (p.s. Будущее Chianti Classico 2014 Gran Selezione из бочки это как раз мягкость танинов, исключительная сочность и ягодность. Скорее всего оно не станет вином на десятилетия, но в молодом возрасте будет смотреться очень вкусно).


"Если говорить о винтажах за последние несколько лет, то откровенно слабым был лишь 2005-й. Даже Doccio получилось невнятным и сейчас уже совсем за пиком. Необычным был 2003-й, ввиду аномальной жары, но вина получилось очень оригинальными и Doccio сейчас смотрится очень классно. 2011-й и 2012-й были жаркими, так что стоит ожидать больше мягкости и ягодности. 2010-й год был сложным, я смог сделать лишь 25% вина от обычного количества, но само вино вышло прекрасным – кислотным, пронзительным, танинным. Еще одним прекрасным годом был 2006-й, это вообще очень классический винтаж с великолепным потенциалом".


Caparsa Rosso
Базовое россо, причем невинтажное, с ягодной сладостью в аромате и сочным послевкусием. Просто и понятно, не то вино, о котором нужно много говорить.

Caparsa Rosato 2014
Необычное розе ввиду своего характера. Очень сдержанное в ароматике с легкой ягодностью и оттенками трав, но со взрывным вкусом с великолепной вишневой сочностью и свежестью. Из серии, когда вкус куда ярче аромата.

Caparsa Bianco 2012
Очень бодрое и свежее вино, очень классическое по сравнению с брутальным нефильтрованным 2009-м. Цветочное с легкими фруктовыми оттенками и хорошей кислотностью. Ничего особенного, но свежо и приятно.

Caparsino Riserva 2009
Очень классическое Кьянти по стилистике с тонкой ягодностью с оттенками вишни, лесных ягод, трав, чайной заварки и цветов. Отличная кислотность, свежесть, минеральность. Прекрасное вино для любителей традиционных вкусов, остальным может показаться излишне кислотным и сдержанным.

Caparsino Riserva 2006
Классический винтаж, структура и сила которого просматривается очень хорошо. Танины, кислотность, классическая минеральность и ягодная тонкость в ароматике. Никаких намеков на дуб и исключительная свежесть. Очень хорошо, очень.

Doccio a Matteo Riserva 2011
Вино, представляющее достаточно жаркий винтаж, которое получилось достаточно мягким и довольно сочным. Легкая пряность, больше спелости по сравнению с Caparsino, чуть меньше танинов и кислотности. Неплохо. Структура уступает другим винтажам, но и лозы здесь молодые.

Doccio a Matteo Riserva 2006
Напористое и очень структурное вино очень сильного 2006-го года. Бальзамик, кожа, спелые ягоды, чуть пряности, хороший танин и структура, неплохая кислотность. Очень классическое, как для стилистики Doccio, вино.

Doccio a Matteo Riserva 2003
Необычно жаркий год и необычный результат в итоге. Почти сладкое, инжирное в аромате вино с оттенками спелой вишни, лесных ягод и пряных трав. Мягкие танины, мощная текстура и достаточно свежести на фоне чуть сладковатого послевкусия. Очень нестандартно, но очень элегантно и интересно.

Caparsa Vin Santo 1998
Вин Санто - это Вин Санто, это вино не нуждается в представлении если сделано правильно. Сухофрукты, изюм, пряности, орехи, совсем легкая оксидативность и неплохая свежесть. Субъективно я бы хотел чуть больше кислотности, но в целом очень неплохо. В любом случае – стилистика очень правильная.


И последнее, если с итальянским языком у вас трудностей не возникает, то Паоло один из немногих пишущих виноделов, которого к тому же еще и приятно читать: http://paolocianferoni.caparsa.it/

Комментарии