Фриули. По оранжевым мотивам.


Простите, простите, простите. Я так хочу написать развернутый отчет по мотивам нашей поездки во Фриули, но у меня банально не хватает времени на эпические тексты. Поэтому, взяв волю в кулак, выдаю на гора небольшой список самых ярких винных впечатлений. Вин, мимо которых просто невозможно пройти мимо. Итак, по порядку.

Bressan Pinot Nero 2008 – неимоверно элегантный пино нуар, и это, заметьте, в далеко не пинонуарном регионе. Тонкий, свежий, многослойный с красивой ягодностью и уместной животинкой. Скажу честно, это вино меня просто поразило.


Dario Princic Cabernet Sauvignon 2002 – еще одно впечатление, причем от винодела, которого я ассоциировал лишь с белыми винами. Его Bianco Trebez всегда был для меня почти эталонным продуктом, но теперь есть и каберне, которое сложно забыть. Поздний сбор, выдержка почти 8 лет в славонских бочках и необычайная молодость в почти 15-ти летнем возрасте. Шоколад, травы, спелые ягоды, табак, кедр и бешеная экспрессия во вкусе. Я даже не представляю, сколько лет жизни светит этому вину.

Skerlj Vitovska 2010 – сорт витовска, который ассоциируют исключительно с зоной Carso и который лично для меня всегда был эталоном морской свежести и нежности. Микро-производитель Matej Skerlj, чья витовска подвергается небольшой мацерации и выдерживается 2 года в ботти, и которая теперь заняла твердое первое место в списке лучших представителей этого сорта. Kante, Zidarich, Skerk – все меркнут на фоне красоты этого вина.


Gravner Breg 1998 – тот самый Йошко, вы угадали, но совсем необычное вино в свете сегодняшних реалий этого винодела. Еще “доамфорный” Breg настолько великолепен, что я в который раз хочу сказать пару восхищенных слов в его адрес. Конечно, философия -  это важно и ее нужно уважать, но все же нельзя не отметить что и до увлечения выдержкой вин в глиняных квеври у Йошко получались просто невообразимо классные вина. И возможно это прозвучит немного святотатски, но Breg той эпохи мне нравится даже больше чем современные его собратья.


Paraschos П Not 2012 – кто был на недавней дегустации оранжевых вин, тот помнит мои слова о лучшем “красном” пино гриджио Фриули. Скажу сразу, после прошедшей поездки я лишь укрепился в своих мыслях. Примеров этого стиля достаточно в сегодняшнем виноделии этого региона, но лишь Вангелос Параскос сумел создать настолько волнительный образце, что его можно смело прозвать эталоном. Вульгарный для многих пино гриджио, которой здесь предстает то в стиле оранжевого напора, то в обличье элегантного пино нуара, то в форме исключительно сочного ягодного розе – и все это в одном вине. Скажу честно, это пример вина, которое в состоянии поразить до глубины души.

Paraschos Bianco Riserva 2004 – еще одно творение Вангелоса, благо у нас была возможность прикоснуться к истории. Ризерва 2004, которая была создана на основе 7 сортов винограда и выдержана в ботти 3 года. И она вполне могла остаться в памяти просто как отличный пример оранжевого вина в правильном возрасте если бы не сравнение его с таким же образцом, но 2002 года и с использованием серы. Сказать, что это были два разных вина, значит ничего не сказать. И именно здесь было видно насколько положительно повлиял на вино отказ от данной субстанции.



Да, это лишь самые сливки и наиболее впечатлившие вина, но список удивлений далеко не полный. Можно было бы вспомнить красные игристые по metodo ancestrale из сорта терран - брутальные, яркие, чуть грубоватые и очень гастрономичные, можно было бы вспомнить божественное 100% пино менье от Casa Caterina, но все же это совершенно иной регион. Уместно было бы упомянуть Podversic Ribolla Gialla 2009, но для перечислений всех впечатлений у меня не хватит терпения.

Ну и самое главное, мысль, которая не покидала меня на протяжении всей поездки. Оранжевые вина Collio могут нравится или нет, поражать воображение или просто проходить мимо памяти, но в отношениях с ними стоит всегда помнить одну важную вещь. Хотите впечатлений – не пейте эти вина в молодом возрасте. Напор, танин, жгучая кислотность – это совсем не то, ради чего создаются эти напитки. И если мы привыкли относится с таким пиететом к неббиоло или пино нуару, то оранжевый мир смотрится здесь необычно, но он однозначно стоит того.

Комментарии