Саша Радикон: «Если вы начинаете пить вина подобного типа, то очень тяжело вернуться назад…»


“С ’97 года наш стиль неизменен, хоть мы и экспериментировали с длительностью мацерации и выдержкой. Это был год, когда мой отец изменил все: мы полностью ушли в оранжевые вина, поменяли этикетку, сделав ее немного эпатажной. Перед этим был ужасный ’96, когда мы вообще не выпустили ни одного вина из-за разрушительного града. Ну а началом всей трансформации можно считать ’95, когда мы полностью отказались от химии и на 100% перешли к органическому виноделию, к чему мы постепенно шли с начала 90-х. В этом же году мы в последний раз фильтровали вино.”
“Сейчас мы делаем и белые, и красные вина. Ни на одной из этикеток вы не найдете слова Riserva, так как этот термин мы не имеем право использовать для вин IGT. Но, как вы понимаете, с нашей выдержкой в несколько лет, мы вполне могли бы это сделать. Radikon – маленькая семейная винодельня. Все работы делаем я, мой отец и мама, лишь на урожай и зеленый сбор мы приглашаем несколько работников. У нас есть несколько виноградников в аренде, но мы полностью проводим все работы своими силами, ведь только так мы можем контролировать качество винограда, что самое главное.”
“Лучшие участки у нас отданы под риболлу, ведь этот сорт вызревает позже всего и ему нужны хорошая экспозиция и большое количество солнца для правильного созревания. Что сказать, риболлу мы собираем даже позже, чем красные мерло и пиньоло. Кстати, пиньоло, это нечто новое для нас. Мы еще не выпустили на рынок ни один винтаж, но, возможно, что в следующем году сделаем это. И возможно, это будет 2004. Но не будем загадывать. Мы решили попробовать с этим сортом, так как он пиньоло отлично вызревает в наших краях и он автохтонный. И если уж мы заговорили о красных, то нужно сказать пару слов о методах производства, ведь они отличаются от наших белых вин. Красные мы выдерживаем в барриках, но это лишь потому, что у нас не хватает вина, что б заполнить одну большую бочку. Вот и приходится использовать старые баррики. Мы совершенно не хотим экстракции дуба, поэтому все наши бочки старые, а некоторые даже очень старые (’95 года). В среднем, ежегодно мы имеем 15 гл пиньоло и 20 гл мерло. После этого вино разливается и ждет того момента, когда мы посчитаем его готовым для выхода на рынок. К примеру, сейчас мы продаем ‘99, причем это первый винтаж, когда мы не использовали серу.“
“В 2004-м мы перешли на использование нестандартных бутылок, которые выпускаются специально для нас. Под них нам пришлось искать специальные пробки: более тонкие и немного меньшие по размеру, которые делают только из коры деревьев, растущих на склонах, для большей плотности структуры корка. Первыми винами, увидевшими новые бутылки, были белые ’02 и мерло ’99. Почему мы решились на такой шаг? Эта была идея отца. С одной стороны, магнум – идеальная форма для хранения вина, и они хорошо продаются. С другой — существует некая психологическая проблема с открытием магнума. Вот мы и решили выбрать литровый объем. В нем хорошо хранить вино, но и открыть не так сложно. Поллитровая бутылочка – это для двоих, литровая – для четверых. Но, скажу вам честно, литровая бутылка и на двоих выходит очень неплохо. :) ”

О винтажах.
“Если вспомнить плохие года, то это однозначно ’96, когда град уничтожил все. Ну и ’10 был немного дождливым. Если говорить о лучших, то я бы назвал ’04 и ’09. Хотя, даже ’03, который вначале смотрелся не очень, сейчас выглядит великолепно в бутылке. ‘07 немного более прямолинеен, но он мне нравится напором, ’05 немного похож на ‘02, там тоже было слегка дождливо осенью. Но сейчас 2002 показывает себя очень интересно, так что и 2005 тоже может удивить в будущем. Что касается готовности вин, то в следующем году я бы начал пробовать белые ’05.”
О справочниках и не только.
“Нас нет в Gambero Rosso, так как они не интересуются нашими винами, а мы не собираемся никому их навязывать. За всю историю они лишь однажды взяли их на пробу, это был винтаж ’01. На этом все и закончилось. Но это их дело, пусть сами решают. Единственные, кто в последнее время приезжает, так это ребята из Slow Food.”
“Мой отец был одним из основателей Vini Veri, но, к сожалению, идеи сообщества изменились,  и мы решили выйти оттуда несколько лет назад. Но есть и другие достойные объединения, Vinnatur, например.”
О натуральных винах.
“Тренд натуральных вин сейчас популярен как никогда, и он растет с каждым днем. За натуральным виноделием будущее, и, на мой взгляд, это единственный верный путь для маленьких виноделен. Если ты маленький производитель, то у тебя есть время и возможности следить за всеми аспектами и делать настоящее вино. К сожалению, многие крупные производители также начали крениться в сторону “натурализма”, но тут возникает вопрос: что такое действительно натуральное вино и как отличить натуральное от ему подобного? Кому-то одно будет казаться натуральным, а кому-то другое. Какие критерии? Если вы спросите меня, то, на мой взгляд, самое главное в этом процессе – это натуральные дрожжи. Как только вы начинаете добавлять культурные дрожжи, вы теряете все: типичность сорта, территории, почвы. Почти все дрожжи винные французские, и я не вижу смысла использовать их. Если мы в Италии, то зачем все превращаться во Францию? Когда я учился на факультете энологии, нам как-то дали лист А4 со списком тех субстанций, что можно добавить в процессе винификации. Их там было около 80, кажется, и тогда я задумался, как можно все это использовать? Зачем? Я еще понимаю, если ты крупный производитель, и тебе нужно корректировать все подряд для постоянства вкуса. Но для меня не имеет смысла вся эта чепуха, и я очень рад, что люди начинают задумываться о таких вещах. Отсюда и проблема универсализации стилей. Даже у нас, если мне дадут несколько местных вин, то лишь в некоторых можно прочувствовать стиль и угадать их место происхождения.”
“Натуральное вино делают руки винодела, а не химия. Руки у всех разные, и вина получатся немного разные, но зато они не будут все на одно лицо.”
“Вина с продолжительной мацерацией не так просты, как кажутся. Что б понимать их по-настоящему, нужно знать виноград, из которого они сделаны. Нужно пробовать его. Ведь в свежем винограде заключена вся типичность сорта. От этого и начинаются упреки, что, дескать, вина подобного стиля нетипичны. На мой взгляд, как раз они и есть наиболее типичным отображением сортовых характеристик винограда.”
“Я соглашаюсь, когда говорят, что Ославия – это маленький эпицентр оранжевых вин в Италии. Здесь многие делают интересные вина, но есть и такие у кого хорошо получается, но они все же боятся полностью погрузиться в мир долгой мацерации. Их главная ошибка – это сбор винограда раньше, чем это нужно. Из-за этого их вина получаются плотными, кислотными, но им не хватает ароматики и танины неимоверно зеленые. А с такими зелеными танинами невозможно проводить длительную мацерацию, максимум несколько часов.”
Об амфорах.
“Ооо, это сложная тема. В амфорах безусловно что-то есть, но, на мой взгляд, в них также есть много бессмысленного. Их плюс в том, что ферментация проходит при более стабильных температурах, что очень важно в виноделии. Опять же, это мое личное мнение, но амфора не может быть интересна, если ты покрываешь ее воском изнутри, который нивелирует все сортовые прелести. Это продукт маркетинга, и в Грузии есть лишь несколько производителей, кто не использует воск. Но, с точки зрения виноделия, грузины винифицируют свои вина оптимальным методом. Пол года мацерации, пол года выдержки и все. У нас же многие адепты амфоры стараются после мацерации выдерживать вино долгое время в дубе, что смазывает всю оригинальность и многое другое. Есть хороший пример амфорных вин Vodopivec, но его не амфорные вина мне нравятся больше. Мне не нравится, когда саму амфору выставляют на обложку. Поэтому подход Vodopivec мне импонирует, так как он не пишет слово амфора на этикетке. Самое важное — не амфора как таковая, а моя работа на винограднике и мой труд — вот что важно! Если я буду обращать внимание на чаны, то и все внимание будет уделено им, а не моим усилиям и результату.”

О гастрономии и оранжевых винах.
“Я считаю хорошим гастрономическим сопровождением к моим винам свинину, курицу. Отличным вариантом будет камбала, но если вы хотите действительно ярких ощущений, то попробуйте эти вина с сырой рыбой: тартар, карпаччо. Вкус свежей рыбы будет играть у вас во рту, а оранжевые вина отлично играют роль “имбиря в японской кухне”. Они великолепно очищают рецепторы.  А вообще, так как наши вина пользуются успехом в Японии, то они должны неплохо смотреться на фоне азиатской кухни. Нужно пробовать и экспериментировать.”
О перспективах и новых рынках.
“Существует определенная проблема винной культуры, причем во всех странах: вкусы масс смазаны и строятся на продуктах крупных производителей. Таким людям тяжело познать что-то новое и нестандартное. Но, с другой стороны, информация сейчас доступна всем и нужно лишь иметь желание ее найти.“
“Мы не работаем с Украиной, все контакты с вашими импортерами заканчивались ознакомлением с нашим прайсом. Последний раз я общался с ребятами из вашей страны на VinItaly в этом году. Но наша позиция — никогда не ускорять процесс. Импортер должен сам хотеть продавать наши вина и знать, как это делать. Мне не нужно, что б мои вина уехали в какую-то страну и стояли там годами на полках. К примеру, с Великобританией мы начали работать лишь год назад, так как я не мог найти именно такого “правильного” импортера, хотя, как вы понимаете, туда все хотят продавать. Самый крупный рынок для нас – это Япония, потом идет США. Большая часть продается все же в Италии, но Япония почти догнала ее. Россия имеет огромный потенциал к росту. Но большинство тех, кто имеет деньги в этой стране, покупают “этикетки”. Россия любит большие имена, но мы все же поставляем небольшое количество наших вин в эту страну.”
“Я не могу сказать, какое мое самое любимое вино, все зависит от настроения… Но чаще всего я отдаю предпочтение риболле. Если вы начинаете пить вина подобного типа, то очень тяжело вернуться ко всему тому обычному, что заполоняет полки магазинов. Несколько раз мне даже говорили: “Ты открыл мне удивительные вина, но из-за тебя я теперь не могу пить ничего другого”. Каждый делает свой выбор…”

Комментарии